Головна » Статті » Центр практичної психології і соціальної роботи

Профілактика конфліктів в педагогічному колективі
Практикум з теми "Профілактика конфліктів  в педагогічному колективі"
Підготували:
Завгородня М.В., практичний психолог  ДНЗ №46 «Дивосвіт» м.Кам'янського, 
Кравченко С.А., практичний психолог ДНЗ №6 «Бджілка» м. Кам'янського

ПЛАН  
№ п/п Зміст роботи Відповідальний
1. Збір учасників. Реєстрація  
2. Привітання. Завгородня М.В.
3. Поняття слова «конфлікт» Кравченко С.А.
4. Відкритий мікрофон «Асоціації до слова конфлікт» Завгородня М.В.
5. Мозковий штурм «Види конфліктів в педколективі» Кравченко С.А.
6. Рольова гра «Розв’яжи проблему» Завгородня М.В.
7. Тест «Наскільки ви конфліктні» Кравченко С.А.
8. Вправа «Топтижка» Завгородня М.В.
9. Вправа «Ярлики» Кравченко С.А.
10. Майстер – клас «Похвала» Завгородня М.В.
11. Притча «Чому люди кричать» Кравченко С.А.
12. Рекомендації по локалізації конфлікта. Завгородня М.В. Кравченко С.А.
13.  Вправа на зняття м’язового напруження Завгородня М.В.
14. Рефлексія «Малюнок вражень» Кравченко С.А.
15. «Оплески»  
 
1. Зравствуйте, коллеги. Сегодня наша встреча посвящена теме профилактике конфликтов в педколлективе. Представьте себе что вы попали на международный симпозиум практических психологов и нам нужно попреветствовать друг друга на иностранном языке передавая присущему тому или иному языку интонацию. Определить вашу «национальность» поможет жеребьёвка. (5 мин.)
 
2. Важную роль в нашей жизни играет общение с людьми. Обида, вражда, ссоры, конфликты, которые приносят нам так много страданий, - последствия неправильного общения. Где бы мы не были, мы общаемся: с близкими дома, с друзьям, в гостях, на работе, с чужими людьми в повседневности. И конечно мы общаемся в своем коллективе. Коллектив в детских садах специфический, женский. А женщины, как известно, - существа непредсказуемые, эмоциональные. К сожалению, иногда мы попадаем в ситуации, которые называем конфликтными. (3 мин)
 
Слово «конфликт» происходит от латинского «conflicfys», что означает столкновение.
Содержание этого понятия раскрывается так:
  • конфликт— это состояние открытой, часто затяжной борьбы, война.
  • Дисгармония в отношениях между людьми, их идеалами, интересами;
  • столкновение противоположностей.
  • Психическое напряжение.
  • Противостояние характеров.

Конфликт возникает, когда действие или бездействие одного человека не дают осуществиться чьим-то планам, мешают, стоят на пути другого человека.

Все мы очень разные.Психологи доказали тот факт, что гораздо легче найти двух внешне похожих людей, чем похожих психологически.

3. Открытой микрофон «Ассоциация к слову конфликт» - С чем ассоциируется у вас понятие «конфликт»? Какой образ подсказывает ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что похож конфликт? (Ответы)

Во время конфликта мы чувствуем дискомфорт, дисгармонию,тревожность. Наша реакции на конфликт угнетает нас, сковывает, отдаляет от друзей, родных, коллег. Необходимо изменить нашу внутреннюю установку к конфликту. На самом деле, конфликт  - это диалог, взаимодействие, источник развития новых отношений, гармонии. (10 мин)

Между кем возникают конфликты в детском саду? И каковы их причины?  Поможет это выяснить «мозговой штурм».

4. Мозговой штурм «Види конфликта» (рисуем на доске со слов психологов)  (5 мин)

1. Воспитатель — воспитатель;
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

2. Воспитатель – методист  — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.

4. Администрация — воспитатель –
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

5. Воспитатель, педагог — родитель:
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

6. Родитель — Администрация:
Недостаточная осведомленность родителя о деятельности, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать как положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива, так и спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.

5. Сейчас мы предлагаем  вам объединиться в 3 групи и поиграть в ролевую игру  (20-25 мин)

Рольова гра «Розв'яжи проблему».
Присутствующих объединяем в 3 группы, которые будут выполнять отведенные им роли: I группа — «Администрация», II группа — «Педагоги», III группа — «Родители».

Задание 1. Написать каждой группе перечень проблем, которые могут привести к конфликтным ситуациям. Зачитываем.

Задание 2. Каждая группа выбирает одну из «самых наболевших» проблем. Группы предлагают пути решения данной проблемы согласно своих ролей.

6. С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе необходимо проводить его изучение, то есть осуществлять диагностику психологического климата, личностных качеств педагогов, определение «слабых» и «сильных» сторон и т. д. И сейчас мы вам предлагаем 

Тест «Насколько вы конфликтны» (5 мин)

Инструкция . Уважаемые коллег! Ответьте на вопросы, представленные ниже. Каждый вопрос имеет три варианта ответа. Выберите тот вариант, который больше всего подходит Вам.

1. Уявіть, що у громадському транспорті виникла запекла суперечка. Ваші дії:
а) не втручатиметеся;
б) станете на бік потерпілого або підтримаєте того, хто правий;
в) втрутитеся та обстоюватимете свій погляд на ситуацію.

2.Чи критикуєте Ви керівництво за допущені помилки під час наради, зборів тощо:
а) ні;
б) так, однак залежно від свого ставлення до нього;
в) завжди критикуєте за помилки не лише керівництво, а й тих, хто його захищає.

3. Чи любите Ви сперечатися зі своїми колегами, друзями:
а) лише в разі, якщо вони невразливі, і ці суперечки не зіпсують Ваших взаємин;
б) так, однак лише з принципових, важливих питань;
в) Ви сперечаєтеся зі всіма і з будь-якого приводу.

4. Удома на обід подали недосолену страву. Ваші дії:
а) не звернете на це уваги;
б) мовчки візьмете сільничку і досолите страву;
в) не стримаєтеся і зробите зауваження, можливо, навіть демонстративно відмовитеся від їжі.

5У громадському транспорті Вам випадково наступили на ногу. Ваша реакція:
а) злісно поглянете на кривдника;
б) тактовно  зробите зауваження;
в) скажете все, що думаєте з цього приводу.

6. Хтось із Ваших близьких купив річ, яка Вам не сподобалася. Ваші дії:
а) промовчите;
б) обмежитеся коротким тактовним коментарем;
в) влаштуєте скандал через марно витрачені гроші.

7. Вам не пощастило виграти в лотерею. Ваші дії:
а) намагатиметеся бути байдужим, однак пообіцяєте собі надалі ніколи не грати;
б) не приховуватимете розчарування, однак поставитеся до ситуації з гумором;
в) Ваш настрій буде зіпсовано.

Оброблення результатів: Кожну відповідь «а» оцінюють у 4 бали, «б» — 2 бали, «в» — 0 балів. Відтак підраховують суму балів.

Інтерпретація результатів:

Від 20 до 28 балів — Ви — тактовні, не любите конфліктів, уникаєте критичних ситуацій. Коли  доводиться вступати в суперечку, враховуєте, як це позначиться на Вашому становищі чи дружніх взаєминах. Прагнете бути приємним для оточення.

Від 10 до 18 балів — про Вас кажуть, що Ви — конфліктна особа, однак насправді Ви конфліктуєте лише тоді, коли немає іншого виходу. Ви наполегливо обстоюєте свою думку, не зважаючи на те, як це позначиться на Вашому становищі, водночас не виходите за межі коректності. За це Вас поважають.

Від 8 і менше балів — Ви шукаєте привід для суперечок, більшість з яких недоречні та дріб'язкові. Любите критикувати, однак лише тоді, коли це вигідно Вам. Прагнете нав'язувати свою думку, навіть якщо невпевнені у своїй правоті.
 
Возможна  ли жизнь без конфликтов? Они есть и будут.  Конфликты – часть жизнь. Но как выходить из таких ситуацій, зависит от каждого.

7.  Упражнение «Топтыжка» (15 мин.)

Цель: Формирование толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Это упражнение поможет научиться не обижаться и не держать зла на людей нечаянно причинивших вам боль или создавших вам неудобства, дискомфорт.

В жизни бывают ситуации, когда случайно возникают объективные условия для возникновения конфликта. Например, человек уставший едет в переполненном транспорте.  Автобус  качнуло и соседка, не удержав равновесие, наступает  на ногу. В ответ звучит едкое несдержанное замечание и негативное оценочное суждение личности соседки. Далее  возникает нелицеприятный диалог и ссора.

Согласитесь, что порой очень важно волевым усилием, своей, тактичностью, толерантностью сдержать нахлынувшее на вас раздражение и желание действовать агрессивно. Улыбнитесь, пошутите, скажите теплые слова и вы почувствуете, что ваше раздражение улетучилось, и прошла боль.  Необходимо, по возможности, готовить себя к таким ситуациям.

Ведущий даёт инструкцию: «Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, я  наступаю на ногу Инне. Инна говорит: «Я прощаю тебя, Татьяна, потому, что ты спешила на работу» и наступает на ногу Марине.  Марина говорит: « Я не обижаюсь на тебя Таня. В этом троллейбусе так тесно и всем надо ехать» и т.д. Объяснения могут быть  любыми, но не должны повторяться.

Объединиться в две команды. №1 и № 2

8Упражнение «Ярлыки». (15-20 мин)  Общаясь друг с другом мы даже не задумываемся над тем, сколько причин и нюансов влияют на процесс общения. Мы встречаем человека, воспринимеем его, общаемся и взаимодействуем с ним. Стереотипы восприятия, визуальные и социальные, создают барьеры в общениии и зависят от установок  формирования наших представлений о собеседнике. Сейчас мы с поиощью игры «Ярлыки» дадим вам  возможность почувствовать переживания, возникающие во время общения, когда действуют согласно стереотипам. 

ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОПИСАТЬ этого ЧЕЛОВЕКА по следующим пунктам: 
- характер, поведение, манера общения, семейное положение, образование, вредные привычки, отношение к этому человеку других.
Группа по очереди озвучивают свои мысли без демонстрации фото. В конце узнают, что описывали одного и того же человека.
Обсуждение:
- одинаковые ли описания?
- почему описание одного человека разные?
- что більше всего повиляло на описание?
На описание повлиялото. кем был человек. Не бывает объективных причин, ведь мы живем в обществе, потому так или иначе мы прислушиваемся к словам окружающих. Установка имеет влияние на наши представления про плохое и хороше. И вся жизнь человека проходит под. влиянием установок. Некоторые установки мы делаем сами, другие нам делают родители, педагоги, друзья. Установки имеют значимое влияние на нашу жизнь и нередко являються причиной конфликтов.
 
9.  Игра «Похвала». (10-15 мин)
Для  человека   нет ничего приятней, чем слышать похвалу в свой адрес. Приятные  слова,  вовремя  произнесенные,   могут  предотвратить  назревающий конфликт.  На работе мы часто ограничиваемся простым набором банальних фраз, уходит из профессиональной деятельности  майстерство похвалить коллегу. Предлагаем вам мастер – класс для пополнения вашого лексикона словами похвалы.  и  что  немало важно научиться   отвечать. «Похвала». ) (Учасники объединяются в 2 команды на счет 1-2)

1. Я знала, что у вас все получится!
2. Никто не справился бы с этим лучше вас!
3. Я горжусь вами !
4. Вы на правильном пути!
5. Это высший класс!
6. Сердечно рада  за вас!
7. С каждым днём у вас получается всё лучше!
8. Я ни на минуту в вас  не сомневался!
9. Это ваша победа!
10. Так держать!
11. Вы добились успехов в этом деле!
12. Прекрасное начало!
13. Впервые на моей памяти кто – то додумался до этого!
14. Только  Вы смогли в этом разобраться!
15. Вы всё делаете правильно!
16. Ещё лучше стало, чем было только благодаря вам!
17. Продолжай в том же духе!
18. Мне нравится ход ваших мыслей!
19. Большое вам спасибо!
20. Я в вас верю!
21. Вы с легкостью преодолеваете любые препятствия
22 Вы ответственный работник
23. Я рада что вы у меня в команде
24. Вы  самостоятельны при  принятии решений
25. Я очень ценю вашу исполнительность и трудолюбие
26.Классическое исполнение порученного вам дела удалось на славу.
27. Это было просто и замечательно – мы обязательно повторим еще раз.
28.Это заслуженный успех. Вы чудесно поработали
29.У вас очень оригинальные идеи
30. У вас замечательный опыт работы. О нем обязательно должны узнать коллеги!
 
10. Почему люди кричат. (Философская притча) ( 5 мин) 
Как-то во время занятий Учитель задал вопрос своим ученикам:
- Кто из вас может ответить, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения?
- Наверное, потому, — ответил один из учеников, — что теряют спокойствие.
- Но почему нужно именно кричать? Ведь человек находится рядом с тобой. Расстояние между вами невелико. Разве нельзя говорить тихо? Почему человек кричит, если сердится?
Ученики предлагали разные ответы, ни один из которых не устроил Учителя.

Психолог: На ваш взгляд, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения? (ответы педагогов). А теперь послушайте, что же ответил Учитель.
Поняв, что он не дождется нужного ответа, Учитель объяснил:
- Когда люди ссорятся, они не слышат друг друга, они не понимают друг друга, и тогда их сердца отдаляются. Для того чтобы преодолеть это расстояние, им приходится кричать, чтобы услышать друг друга. И чем сильнее непонимание, чем сильнее конфликт между людьми, тем больше расстояние и тем громче они кричат.
- А вы обращали внимание на то, как говорят влюбленные? Два влюбленных человека не кричат, а наоборот, чаще всего говорят очень тихо. Это потому, что расстояние между их сердцами очень маленькое. И чем сильнее любовь, тем больше она их сближает, тем лучше люди понимают друг друга. Может наступить момент, когда им даже перешептывание становится не нужно, так как они понимают друг друга без слов.
- Поэтому, — продолжил Учитель, — когда спорите, не кричите, не произносите слов, которые могут отдалить вас друг от друга. Обидные слова, сказанные в гневе, увеличивают расстояние между вашими сердцами. Ведь шаг за шагом… и может наступить день, когда расстояние между вами станет так велико, что обратного пути уже не будет.
 
11. Рекомендации педагогам  по локализации конфликта.  (15-20 мин)

1. Во время «взрыва» нужно  дать партнеру “выпустить пар”. Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.
Во время “взрыва” следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Если человек агрессивен, зна­чит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хоро­шем настроении люди не кидаются друг на друга. Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не прохо­дят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном ко­коне. Немного воображения, и этот прием срабатывает. 

2. 
Следует попросить спокойно обосновать претензии. Сказать, что вы будете учитывать только факты и объек­тивные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: “То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?”.

3. Можно избежать  агрессии,  применяя неожиданные приемы. Например, попросить доверительно у конфликтующе­го партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомнить о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент:  ваш гнев гораз­до меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации…”). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много. Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, компли­менты переключали сознание разъяренного партнера с от­рицательных эмоций на положительные.

4. Не давать отрицательных оценок, а говорить о своих чувствах. Не говорите: “Вы меня обманываете”, лучше звучит:“Я чувствую себя обманутым”. Не говорите: “Вы грубый человек”, лучше скажите:
“Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”; « Вы громко кричите» - «Вы не могли бы говорить по-тише»; «Вы не адеквавтны» , «Вы всем недовольны» -  «Вас трудно удовлетворить».

5. Попросить сформулировать желаемый конечный резуль­тат и проблему, как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Отношение к че­ловеку — это фон или условия, в которых приходится ре­шать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Опреде­лите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

6. Предложить оппоненту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся поло­жение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на пер­вом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует ис­кать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и клиент должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным.
Если не можете договориться о чем-то, то ищите объ­ективную меру для соглашения (нормативы, закон, фак­ты, существующие положения, инструкции и т. д.).

7. В любом случае дайте партнеру “сохранить свое лицо”. Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступ­кам. Можно сказать: “Вы уже дважды не выполнили свое обещание”, но нельзя говорить: “Вы — необязательный человек”.

8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претен­зий. Кажется, что все понятно, и все же: “Правильно ли я вас понял?”, “Вы хотели сказать…?”, “Позвольте я пере­скажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет”. Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже умень­шает его агрессию.

9. Держитесь как на острие ножа в позиции “на равных”. Большинство людей, когда на них кричат или их обви­няют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, про­молчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции (сверху — “родительская” или снизу — “детская”) неэф­фективны.
Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — “взрослая”). Она удерживает и парт­нера от агрессии, помогает обоим не “потерять свое лицо”.

10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вы­зывает у него уважение. Ведь способны к извинению толь­ко уверенные и зрелые личности.

11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и ни­кому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицатель­ные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с “врагом”. Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рацио­нальная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это — бесполезное, пустое занятие.

12. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Не от “противника” требуйте: “Замолчи!… Прекрати!”, а от себя! Добиться этого легче всего. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться? Если же ни один из участников не склонен замолчать, то обоих очень быстро захватывает отрицательное эмоци­ональное возбуждение. Напряжение стремительно возрас­тает. В таком “диалоге” взаимные реакции участников толь­ко подливают масла в огонь. Чтобы погасить это возбуж­дение, нужно убрать то, что его разжигает. Молчание не должно быть обидным для партнера. Если же оно окрашено издевкой, злорадством или вызовом, оно может подействовать как красная тряпка на быка. Чтобы скандал прекратился, нужно молчанием игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.

13. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицатель­ного эмоционального состояния партнера: “Ну вот, полез в бутылку! … А чего ты нервничаешь, чего злишься?… Чего ты бесишься?”. Подобные “успокаивающие” слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.

14. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссо­ры должна исключать полностью, что бы то ни было обид­ное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

16. Чтобы выиграть время для анализа конфликтной ситуации, можно использовать технику проекции. Суть ее состоит в том, чтобы задумчиво проговорить крайне неопределенную фразу, из которой нельзя понять ни нашего мнения,  ни нашего отношения, и поэтому она становится «белым экраном», на который собеседник может проектировать свои ожидания или опасения. Например: «И так бывает». Действенность такого влияния обусловлена тем, что неопределенная реакция «жертвы» не дает возможности нападающему развивать атаку, ему не с кем спорить. Он может некоторое время говорить сам с собой, но это быстро надоедает, и возникает потребность понять позицию собеседника, для чего приходиться вступить в переговоры.

Упражнение на снятие мышечного напряжения
СОСЧИТАЙ ДО ДЕСЯТИ 
Цель: снятие  психомышечного  напряжения 
Раз, два, три – кулаки сожми. 
На четыре покажи 
Зубы крепкие свои. 
Пять – сильней бодайся, 
Только не кусайся. 
А на шесть, и на семь 
Подобрее стали все. 
А на цифру восемь 
Злюку с рук мы сбросим. 
А на девять – улыбнись, 
А на десять превратись 
В куколку из тряпочки 
И присядь на лавочку. 
В конце надо суметь расслаблено присесть на пол, руки и голова свисают. Замереть в этой позе на 5-10 секунд. 
А сейчас ми передадим свои впечатления  от нашей встречи «Общей картиной». (20 мин)

Учасники  начинают рисовать на  флипчарте  рисунок  по замыслу по парам. Рисуют в течении 30сек. каждая пара) По окончанию работы высказывают свои впечатления от работы.

Упражнение «Аплодисменты» (3 мин)
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
 
 Словарик  «Похвала подарит радость»
 
1. Я знала, что у вас все получится!
2. Никто не справился бы с этим лучше вас!
3. Я горжусь вами !
4. Вы на правильном пути!
5. Это высший класс!
6. Сердечно рада за вас!
7. С каждым днём у вас получается всё лучше!
8. Я ни на минуту в вас  не сомневалась!
9. Это ваша победа!
10. Так держать!
11. Вы добились успехов в этом деле!
12. Прекрасное начало!
13. Впервые на моей памяти кто – то додумался до этого!
14. Вы смогли в этом разобраться!
15. Вы всё делаешь правильно!
16. Ещё лучше, чем было!
17. Продолжай в том же духе!
18. Мне нравится ход ваших мыслей!
19. У вас замечательный опыт работы. О нем обязательно должны узнать коллеги.
20. Я в вас верю!
21. Вы с легкостью преодолеваете любые препятствия.
22 Вы ответсвенный работник.
23. Я рада, что вы у меня в команде.
24. Вы самостоятельны при  принятии решений.
25. Я очень ценю вашу исполнительность.
26. Это было просто и замечательно – мы обязательно повторим еще раз.
27.Это заслуженный успех. Вы чудесно поработали.
28.У вас очень оригинальные идеи.
 

Категорія: Центр практичної психології і соціальної роботи | Додав: SEP (01.02.2017)
Переглядів: 768 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
avatar